Второй день конфереции. 23 ноября 2012 года
Секция 9. Индивид и организация.
Руководители: Т.Ю. Базаров и В.А. Штроо
23 ноября 2012 года в рамках 4-й всероссийской конференции с международным участием «Психология индивидуальности» прошла секция «Индивид и организация». Секцию открыл Владимир Штроо, и.о. декана факультета психологии Высшей школы экономики, поздравив участников конференции с прошедшим 22 ноября Днем психолога в России. Он отметил, что конференция проходит в год 20-летия ВШЭ и 10-летия факультета психологии ВШЭ и озвучил свои ожидания относительно работы этой секции.
Работой секции «Индивид и организация» руководили проф. Тахир Базаров и проф. Владимир Штроо. На секции было представлено пять докладов, которые привлекли внимание 23 участников конференции из различных регионов страны (Москвы, Костромы, Томска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Вологды).
Владимир Толочёк, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей ИП РАН, представил доклад на тему «Интегральная индивидуальность: парадокс продуктивной интеграции и дезинтеграции». Исследовательский вопрос возник из анализа процессов, происходящих у менеджеров высшего звена. Понятие интегральной индивидуальности, введенное В.С. Мерлиным, задавало вектор исследования индивидуального стиля деятельности и интегральной индивидуальности как безусловно полезных феноменов. В текущем исследовании был обнаружен феномен негативного воздействия высокого уровня интеграции личностных черт, «подгонки» их под деятельность на эффективность деятельности, который автор назвал парадоксом «дезинтеграции интегральной индивидуальности».
Обсуждение организационной культуры было продолжено в докладе Ксении Брукштын, студентки пятого курса Минского государственного университета, Республика Беларусь. Она представила доклад «Организационная культура, желаемая для сотрудников с различными карьерными ориентациями». Собранные ею данные показали, что сотрудники ряда белорусских бизнес-организаций воспринимают организационную культуру своих организаций как бюрократическую, а предпочли бы работать в организации с клановым типом культуры. Автор доклада предложила участникам секции придумать свою собственную метафору понятию организационной культуры. Обсуждение проблематики организационной культуры и перспектив представленного исследования перешло к проблемам оппозиции «культурная специфичность — культурная универсальность» и характере выявленных в Белорусии предпочтений, эта проблематика была центральной в следующем докладе.
Лусине Григорян, младший научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, возглавляемой Н. М. Лебедевой, представила проект под ее руководством «Кросс-культурное исследование неформальных связей в организации». Исследование проводилось в пяти странах (Саудовская Аравия, Бразилия, Сингапур, Англия и Россия), коллектив разработал и адаптировал методические средства диагностики приверженности (или как ее чаще называют - лояльности) и неформальных связей. Международное сотрудничество и экспертиза были отмечены как положительные стороны проделанной работы. Конфирматорный факторный анализ подтвердил возможность использования 3-х компонентных моделей приверженности и неформальных связей, выражающих тесный межличностный контакт, почтение (а в некоторых культурах имевшее более негативный смысл: пронырливость, связи, блат и т.д.)
Татьяна Иванова, младший научный сотрудник научно-учебной группы позитивной психологии и качества жизни ВШЭ: представила доклад «Индивидуально-типологические особенности удовлетворенности трудом: роль организационных факторов и личностных ресурсов», выполненный в по заказу крупной теплоэнергетической компании России. Определив удовлетворенность трудом как позитивное эмоциональное состояние, складывающееся в результате когнитивной и эмоциональной оценки сотрудником различных аспектов работы, исследователям удалось выделить и операционализировать три группы компонентов удовлетворенности трудом: социальные, организационные и личностные. Организационные — зарплата, условия труда, организация рабочего процесса, руководство. Личностные — коллектив, процесс и содержание труда. Социальные — престижность организации, должности, профессии. Индивидуально-типологические паттерны удовлетворенности трудом были связаны с должностью и стажем работы. У работников 7-8 разряда удовлетворенность низкая по всем показателям. Самая большая неудовлетворенность у молодых 30 лет, проработавших в организации 10 лет. Отмечен феномен снижения удовлетворенности трудом и других схожих с этим показателем параметров на границе перехода от позиции исполнителя к позиции менеджера; переходу из среднего, линейного звена к руководству. Это согласуется с результатами, которые объясняют эту феноменологию нарастающим ощущением профессионального «потолка».
Евгения Кольцова, соискательница НИУ ВШЭ, представляла проект своей кандидатской диссертации по теме Life-Work Balance, формулируя тему доклада так: «Жизнь или работа?». Исходя из идеи мотивационного баланса и позитивного конфликта, как напряженности между тем, что человек должен делать и тем, что он бы хотел делать (интересы), было предложено два примера возможных вариантов нарушения баланса: трудоголизм и дауншифтинг, как приводящие к низкому качеству жизни. Среди последствий такого нарушения — стрессы и эмоциональное выгорание. Отвечая на вопрос, почему человек не умеет «лично жить» и на реплику Т.Ю. Базарова о том, что границ и переходов между работой и личной жизнью на сегодня уже практически не существует, была отмечена все возрастающая роль личностной саморегуляции.
Оценивая итоги работы секции, Т.Ю. Базаров отметил, что реальность превзошла часть его ожиданий. Интерес к данного рода проблематике проявился в тематике секционных докладов и в вопросах участников секции. Коммуникативная площадка для организационных психологов реализовала себя как состоявшаяся, и такая секция должна быть в структуре конференции по психологии индвидуальности, «ведь где еще, если не здесь обсуждать эти вопросы».